Вернуться к обычному виду

Доклад главы Михайловского муниципального районао достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2010 г. и их планируемых значениях на 2011-2013 г.г



30.04.2011

1. Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития Михайловского муниципального района за 2010 год.

Михайловский район среди районов Волгоградской области характеризуется достаточно высоким уровнем ресурсного и сельскохозяйственного потенциалов, которые позволяют при благоприятных внешних и внутренних факторах обеспечить устойчивое развитие территории, экономическую, продовольственную, экологическую безопасность жизнедеятельности населения.

Михайловский район является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Волгоградской области.

Малое и среднее предпринимательство играет весьма значительную роль в экономике Михайловского муниципального района. В структуре видов деятельности малого предпринимательства первое место занимает сельское хозяйство, представленное такими основными отраслями, как растениеводство и животноводство. Значительная часть предпринимателей занята так же в сфере торговли и общественного питания, оказывая необходимые услуги населению района.

Численность постоянного населения района, на конец 2010 года составила 25 862 человека. Численность трудоспособного населения занятого во всех отраслях экономики района составляет 9198 человек, в том числе в сельском хозяйстве трудятся 5023 человека, в сфере торговли и общественного питания 1530 человек, в социальной сфере 1963 человека.

В целях сохранения и развития районной системы образования в течение отчетного года решались задача укрепления учебно-материальной базы и улучшение условий ее функционирования, а также задача более полного удовлетворения образовательных потребностей населения, повышение его образовательного уровня, а, следовательно, положительное влияние на развитие инфраструктуры, культурной среды района в целом. В 2010 году на территории района осуществляли свою деятельность 14 средних школ, 7 основных школ, 10 детских садов, успешно прошли обучение 2172 учащихся района.

В здравоохранении основными приоритетами, на которые были направлены усилия в прошлом году, являлись укрепление первичного звена медицинской помощи, развитие профилактики и диспансеризации, улучшение медицинского обслуживания.

Позитивные тенденции в развитии экономики, сложившиеся в последние годы, подтверждают наличие определенных факторов устойчивости в развитии Михайловского района.

Дорожное хозяйство Михайловского муниципального района представлено следующими показателями:

– 845,5 км.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 51,0%.

Все центральные усадьбы имеют связь с райцентром по дорогам общего пользования с твёрдым покрытием.

отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых в 2010 году был произведен текущий ремонт, составила 6,7 %, в 2009 году – 1,3 %. Изнашиваемость, разрушение дорожного покрытия приводят к

грунтовых дорог оказывают и хозяйствующие субъекты района в рамках соглашений о социально - экономическом сотрудничестве.

В 2010 году с хозяйствующими субъектами было заключено 130 соглашений на сумму 2908,9 тыс. рублей (2009г.: 126 соглашений на сумму 1748,22 тыс. руб.).

Предметом соглашений является реализация социальных программ по оказанию помощи администрациям сельских поселений в содержании дорог, благоустройстве населенных пунктов, помощи в водоснабжении, газификации населенных пунктов, в проведении праздничных мероприятий и т.д.

В рамках реализации политики поддержки транспортного комплекса, направленной на полное и эффективное удовлетворение потребностей населения района в транспортных услугах, осуществляется согласование графиков движения и маршрутов пассажирских автобусов как государственного предприятия ГУП ВО ПАТП «Михайловское», расположенного в г. Михайловка, так и предпринимателей, оказывающих соответствующие услуги на территории района.

В 2010 году доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного сообщения с административным центром муниципального района, в общей численности населения района снизилась на 4,4% по сравнению с 2009 годом и составила 1,51%.

Малое и среднее предпринимательство играет весьма значительную роль в экономике Михайловского муниципального района.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году на 10 тыс. населения района составило 300 единиц.

В 2010 году значительно увеличилась доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций и составила - 27,7%; 2009г.-12,8%.

Малые предприятия обеспечивают занятость свыше 10% трудоспособного населения района и способствуют формированию конкурентной среды, повышают эластичность и конъюнктуру рынков.

В 2010 году доля общего годового объема заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, в общем годовом объеме заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд составила 10%, в 2009 году доля составляла 0,75 %.

В структуре видов деятельности малого предпринимательства первое место занимает сельское хозяйство, представленное такими отраслями, как животноводство, растениеводство (64,8%), в сфере торговли и общественного питания предпринимателей занято 27,6 %, доля бытового обслуживания - около 1,7 % .

Оборот розничной торговли по данным 2010 года составляет 369,7 млн. руб.(105% от 2009 года). Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет муниципального района составила - около 41%.

ГУ Центр занятости населения Михайловского муниципального района, по программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области, в 2010 году 73 безработным гражданам района были предоставлены субсидии, в том числе 32 - на организацию собственного дела в сфере бытового обслуживания, 10 – в сфере торговли, 31 – в сфере сельскохозяйственного производства, на общую сумму 4 292 тыс. рублей.

Кредитными потребительскими кооперативами и кредитными организациями были выданы кредиты, на развитие производства предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям на сумму 47,2 млн. руб.

В 2010 году администрация Михайловского муниципального района выступила инициатором в поддержку малого бизнеса, снизив коэффициент налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Данное решение было принято с целью увеличения торговых площадей и расширения ассортимента товаров на местах.

Был создан и действует в настоящее время Координационный совет по развитию предпринимательства, который является общественным экспертно-консультативным органом, содействующим координации деятельности органов местного самоуправления и предпринимателей района по развитию предпринимательства.

Важнейшими задачами в 2010 году и на период до 2013 года остаются привлечение инвестиций, пополнение оборотных средств предприятий, развитие материально-технической базы социальной сферы района.

Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций района составили по итогам 2010 года 170 646 тыс. рублей, - 95,1% к уровню 2009г. На приобретение машин, оборудования, транспортных средств израсходовано 90,6% от общего объема инвестиций, на здания и сооружения- 4,2%. Кризисный засушливый год в первую очередь повлиял на уровень инвестиций в сельскохозяйственной отрасли, что отразилось на снижении данного показателя к уровню 2009г.

Основой для роста инвестиций в экономике района в 2011-2013 годах является ожидаемый рост производства, стабильное финансовое состояние организаций, укрепление материально-технической базы .

Для улучшения инвестиционной привлекательности отделом архитектуры администрации Михайловского муниципального района выполнены схемы расположения участков на кадастровой карте возможных инвестиционных площадок под строительство сельскохозяйственных производств, а так же производств, для переработки сельскохозяйственной продукции в Катасоновском, Сидорском и Безымянском сельских поселениях.

В 2011-2013 годах в районе планируется строительство в селе Староселье комплекса по содержанию молочного стада КРС на 1200 голов, с привлечением инвестора. Объем инвестиций составит – 600 млн. руб.

В стадии завершения находится строительство орошаемого участка объем инвестиций которого составил в 2010году 36 млн. руб.

Крестьянские хозяйства "Тополек" Менькова И.М. и «Мельников А.К.» планируют открытие 2 семейных молочных ферм по 24 головы (по 12 млн. рублей).

Также в планах района строительство сельскохозяйственного оптово-розничного рынка, на придорожном земельном участке трассы «Москва-Вогоград».

Основой для роста инвестиций в экономике района является ожидаемый рост производства, стабильное финансовое состояние организаций, наличие на территории района сформированных площадок под строительство с готовой инфраструктурой.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в том числе жилищного в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 22,4% и составила 3,9046 га.

Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства сократилась и составила 36 дней (2009г.-39дней).

Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на получение разрешения на строительство до даты получения разрешения на строительство также сократилась и составила 9 дней (2009г.- 10 дней).

Объем не завершенного строительства, осуществляемого за счет средств бюджета за период 2009-2010г.г. году связан с приостановлением строительства зданий двух участковых больниц в х.Троицкий и в х.Плотников-2.

Михайловский район является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Волгоградской области. Общая площадь сельскохозяйственных угодий района всего составляет 294,3 тыс. гектаров, фактически используется 291 тыс.га Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни района составляет 100%.

В Михайловском районе осуществляют свою деятельность 27 сельскохозяйственных организаций, относящихся к крупным и средним предприятиям, из них доля прибыльных сельскохозяйственных организаций составляет 74,1%.

Несмотря на проблемы, с которыми сталкиваются земледельцы Михайловского района, за последние годы сделано достаточно много. Крупные сельхозтоваропроизводители, такие как ОАО «Дельта-Агро», ООО «Гелио-Пакс-Агро-4», ЗАО «Секачи», ООО «Возрождение» и ряд других предприятий обновили материально-техническую базу, взяли на вооружение передовые технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Не отстают от них и некоторые коллективы крестьянско-фермерских хозяйств. Слагаемыми стабильных урожаев в этих сельхозпредприятиях стали забота о паровом поле, семенном материале, безусловное соблюдение требований агротехники. Все это позволяет им даже на фоне неблагоприятных погодных условий, сильнейшей засухи получать хорошую отдачу с каждого гектара пашни.

2010 год явился крайне неблагоприятным по своим климатическим условиям для сельхозтоваропроизводителей района.

В результате промерзания почвы и дождей в зимнее время, погибло 15,4 тыс. га посевов озимой пшеницы. Далее, в результате засухи (отсутствие осадков с 15 мая по 20 августа) дополнительно было списано по гибели 51,1 тыс. га площадей зерновых и масличных культур. Всего за год было списано 48 % посевных площадей.

Валовой сбор сельскохозяйственных культур в 2010 году составил:

- зерна – 60 000 тонн (36,4% от 2009г.),

- подсолнечника- 30 417 тонн (54,1% от 2009г.),

- овощей – 11396 тонн (85% от 2009г.);

- бахчевых культур – 1331 тонна;

- плодово-ягодных культур – 5097 тонн.

Как следствие, число прибыльных сельскохозяйственных организаций в 2010 году сократилось на 3 единицы по сравнению с 2009 годом и составило 20 организаций.

Значительная доля животноводческой продукции в районе производится населением в 9987 личных подсобных хозяйствах. Поголовье скота в хозяйствах всех категорий увеличилось на 2,4 %, по сравнению с предыдущим годом, и на 1 января 2011 года составило: КРС – 7, 635 тыс.гол., в т.ч. коров 47 %; свиньи – 3,3710 тыс. гол., овцы – 8,241 тыс.гол., птицы - 182,9 тыс.гол.

Производство продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении в действующих ценах в 2010 году составило – 2 560,86 млн. рублей (90,3% от уровня 2009г.). Кризисный засушливый 2010 год повлиял на общий объем продукции сельского хозяйства произведенной в хозяйствах района.

При благоприятных погодных условиях в 2011 году запланировано производство продукции сельского хозяйства в размере 3100 млн. рублей (рост на 21 % к 2010 году).

Суммарный объем денежных доходов населения Михайловского муниципального района в 2010 году увеличился на 15,5 % по сравнению с 2009 годом(1 691,7 млн.руб.) и составил 1 954,5 млн. рублей.

Опережающими темпами росли социальные трансферты населению, в том числе пенсии (соответственно 2009г. -129,8 %, 2010г.-144,0 %,), увеличилась их доля в структуре доходов.

В результате неблагоприятных условий и снижения общего объема продукции произведенной в хозяйствах района, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций района снизилась на 1,3 % по сравнению с предыдущим годом, с 9330,0 рублей в 2009 году до 9 203,3 рублей в 2010 году.

В свою очередь среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников бюджетных учреждений в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом.

Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных дошкольных учреждений в 2010 году увеличилась на 7,7% и составила 5 643,4 рублей, учителей муниципальных общеобразовательных учреждений увеличилась на 5,7% и составила - 11701 рубль. Также увеличилась среднемесячная номинальная начисленная заработная плата врачей муниципальных учреждений здравоохранения района на 0,3 % и составила 20 612 рублей. Среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала района увеличилась на 0,2% и составила 11232 рублей.

Повышение уровня материального обеспечения населения, индексация оплаты труда бюджетников, высокие урожаи будут способствовать улучшению благосостояния населения района и увеличению доходов.

2. Обоснование достигнутых значений показателей по направлениям:

здравоохранение и здоровье населения,

дошкольное образование,

общее и дополнительное образование,

физическая культура и спорт;

жилищное строительство и обеспечение граждан жильем,

жилищно-коммунальное хозяйство,

организация муниципального управления,

энергосбережение и повышение энергетической эффективности,

благоустройство.

Здравоохранение и здоровье населения

Администрация Михайловского муниципального района ежегодно направляет значительные средства на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. В полном объеме финансируются целевые программы. В системе здравоохранения на территории района осуществляют свою деятельность 1 врачебная амбулатория и 6 участковых больниц, которые имеют сеть из 32 фельдшерско-акушерских пунктов. Каждое учреждение имеет лицензию на медицинскую деятельность.

Удовлетворенность населения медицинской помощью, согласно соцопроса, в 2010 году составила, как и в 2009 году – 70,8%.

Доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения, в общем числе амбулаторных учреждений, в 2010 году составило 100%. (2009г.- 85%).

Участковые больницы оснащены - автомобилями скорой помощи, аппаратами ЭКГ. Лабораторным комплексом оснащена МУЗ «Большовская участковая больница», полученному в рамках пилотного национального проекта «Здоровье». Все участковые больницы района укомплектованы физиокабинетами. МУЗ «Арчединская УБ» и МУЗ «Троицкая УБ» укомплектованы кабинетами стоматолога, остальные участковые больницы оснащены стоматологическими установками. Доля муниципальных учреждений здравоохранения, применяющих стандарты оказания медицинской помощи, в общем количестве муниципальных учреждений здравоохранения составляет 100%.

Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет в 2010 году увеличилось на 8,7% по отношению в 2009 году и составило 678,3 случая на 100 тыс. человек населения, при этом число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет на дому сократилось на 19,4% и составило 304,8 случаев на 1000 тыс. человек населения.

На 20,3% в 2010 году сократилась смертность детей до 18 лет, что составило 163,3 случая на 100 тыс. человек населения, так же сократилась младенческая смертность на 33,5% по сравнению с 2009 годом(2010г.-15,1; 2009г.-22,7 случая на 100 тыс. человек населения).

В течение 2010 г. проводилась оптимизация численности работников здравоохранения. В результате сокращено 22 единицы персонала и число работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения сократилось со 116,5 человек в 2009 году до 110,0 человек в 2010 году в расчете на 10 тыс. человек населения.

Средняя продолжительность пребывания пациента в круглосуточном стационаре муниципальных учреждений здравоохранения в 2010 году составляет 12,8 дней,(2009г.-10,7).

Среднегодовая занятость койко-места в муниципальных учреждениях здравоохранения района в 2010 году уменьшилась и составила 287,5 дня (2009 год – 299,3 дней), за счет увеличения дневных стационаров всех типов .

Объем медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения района на одного жителя в 2010 году изменился по сравнению с 2009 годом, в том числе: помощь дневных стационаров всех типов увеличилась на 2,6% за счет уменьшения круглосуточных стационаров, в связи с этим стационарная медицинская помощь уменьшилась на 0,121 койко-дней; объем скорой медицинской помощи уменьшился на 21,7% за счет профилактики и диспансеризации, повышения качества медицинского обслуживания.

Стоимость медицинской помощи в 2010 году увеличилась в следствии ежегодного роста цен на энергоносители (увеличения стоимости коммунальных услуг - свет, газ, вода), удорожания лекарственных средств, приобретения основных средств. Увеличилась стоимость стационарной медицинской помощи на 11,6%,, амбулаторной медицинской помощи на 12,6% и дневных стационаров всех типов на 49,2%. Стоимость скорой медицинской помощи единицы объема оказанной также увеличилась на 11,5% за счет увеличения цен на ГСМ и запасных частей к автомобилям скорой помощи.

К мерам, принимаемым для дальнейшего улучшения здравоохранения района, следует отнести, начатое в 2009 году, развитие дневных стационаров. В 2011 году планируется увеличение количества коек дневного пребывания на 28% от числа имеющихся.

Дошкольное образование

На территории Михайловского муниципального района в 2010 году осуществляли свою работу 10 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в которых 398 детей в возрасте от 3 до 7лет получали дошкольную образовательную услугу, что составляет 35 % от общей численности детей в данной категории. Доля детей в возрасте 3-7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, в общей численности детей 3-7 лет увеличилась в 2010 году на 3,2% (2009г.-33,9%).

Один из самых насущных вопросов дошкольного воспитания – ликвидация очереди в детские сады наших хуторов и сел. Наличием очереди в детские сады объясняется снижение удовлетворенности населения качеством дошкольного образования с 77,6% в 2009 году до 71,0% в 2010г.

В настоящее время в решении этого вопроса район добился следующих результатов: при сельских школах открыты группы дошкольного воспитания. Это позволило не только сократить очередь в детсады, но и более эффективно использовать помещения учебных заведений.

Родительская плата за содержание ребенка в детском саду составляет 550 рублей в месяц (рекомендованная – 700 рублей) и является одной из самых низких в Волгоградской области.

За два последних года открыты 5 дошкольных групп при образовательных учреждениях.

Это позволило сократить долю детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальное дошкольное учреждение, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет с 22,5% в 2009 году до 16,7% в 2010 году.

Михайловский муниципальный район в числе первых вошел в долгосрочную областную программу «Развитие дошкольного образования Волгоградской области на 2011-2013годы». Это позволило привлечь в район из областного бюджета 14 млн. рублей. Эти средства в 2012 – 2013 годах будут направлены на открытие еще 7 дошкольных групп при образовательных учреждениях района.

Общее и дополнительное образование

В целях сохранения и развития районной системы образования в течение отчетного года решались задача укрепления учебно-материальной базы и улучшение условий ее функционирования, а также задача более полного удовлетворения образовательных потребностей населения, повышение его образовательного уровня, следовательно, положительное влияние на развитие инфраструктуры, культурной среды района в целом. Прошедший учебный год успешно окончили 2172 учащихся района. Успеваемость составила 99,5%, медалистов 10 человек что составляет 4 % от общей численности выпускников , из них 9 выпускников получили золотые медали, 1 выпускник серебряную медаль.

В течение 2010 г. проводилась оптимизация численности работников образования. Было сокращено 103 ставки педагогических и технических работников, или 88 человек, из них 18 ставок учителей и 70 ставок обслуживающего персонала. В результате удовлетворенность населения качеством общего образования в 2010 году составила 80,7% (2009г.-86,7%).

Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей в связи с открытием дополнительных кружков в 2010 увеличилась и составила 53,3% (2009г.-52,3).

Развитие образования на территории Михайловского муниципального района в 2011 – 2013 годах будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Общедоступное качественное образование, выравнивание условий для получения сельскими детьми полноценного образования.

В современных условиях высокое качество образования практически не может быть обеспечено за счет отдельного учреждения. В связи, с чем предусматривается:

- оптимизация (укрупнение) образовательной сети района;

- создание интегрированного образовательного ресурса через организацию партнерства и взаимодействия внутри образовательной сети района, привлечения ресурсов культуры, спорта, здравоохранения;

- создание системы школьных перевозок (потребность в обновлении транспортного парка 5-6 автобусов).

2. Охват детей дошкольным образованием:

- открытие дополнительных групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;

- открытие групп дошкольного образования при основных и средних школах.

3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и преподавателей:

- аттестация рабочих мест;

- медицинское обеспечение обучающихся и воспитанников в учреждениях образования;

- организация питания обучающихся, воспитанников;

- лицензирование медицинских кабинетов в детских садах.

4. Более широкий охват дополнительным образованием обучающихся, воспитанников, сельской молодежи, выявление и поддержка одаренных детей.

Физическая культура и спорт

Большое внимание уделяется в районе развитию физкультуры и спорта.

Ежегодно распоряжением главы утверждается положение и календарь летних сельских игр Михайловского муниципального района.

Уже стало традицией первенство по бильярду среди сельской молодежи, кубок по волейболу, чемпионаты по зимней ловле рыбы, спартакиада допризывной и призывной молодежи, военно-спортивная игра «Орленок».

Впервые в 2010 году были проведены конно-спортивные соревнования.

Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2010 году увеличилась на 33,2% по сравнению с 2009 годом и составила 2663 человека.

Уровень фактической обеспеченности спортивными залами от нормативной потребности в 2010 году увеличился по сравнению с прошлым годом с 35% до 40,6%. Уровень фактической обеспеченностью плоскостными спортивными сооружениями от нормативной потребности в 2010 году составил 182%, 2009г.-179 %.

На 26,6% в 2010 году увеличился общий объем расходов бюджета муниципального района на физическую культуру и спорт.

Отсюда и спортивные результаты. Второй год подряд команда девушек Михайловского муниципального района по легкой атлетике выигрывает Всероссийские соревнования по легкой атлетике: 4-х-борье «Шиповка юных». В 2010 году команда Михайловского района по гребле на байдарках и каноэ участвовала в 5 Всероссийских соревнованиях и показала хорошие результаты.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

В 2010 году продолжилось жилищное строительство. За 2010 год объем ввода в эксплуатацию жилых домов составил 5 266 кв.м. (101,9% к 2009г. , 2009г. - 5 167 кв.м).

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2010 году увеличилась на 35,4% и составила 24,1 кв.м.

Увеличилось и число жилых квартир: 2010год- 470,3 единиц на 1 тыс. человек населения, 2009г. – 382 единицы на 1 тыс. человек населения.

В 2010 году разработана и утверждена схема территориального планирования Михайловского муниципального района.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Не смотря на отсутствие объективных причин и рост всех показателей по отношению к 2009 году, удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами в 2010 году снизилась до 76,0% (2009г.-87,7%).

Увеличилась доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами посредством товарищества собственников жилья, и составила 2,4% (2009г.- 2,2%).

Доля объема электрической энергии, расчеты за потребление которого осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме электрической энергии составляет 100%.

Доля объема природного газа, расчеты за потребление которого осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме потребляемого природного газа составляет 90,9% (2009г.-90,4%).

Доля объема холодной воды, расчеты за потребление которого осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме потребляемой холодной воды в 2010 году составляет 31,5% (2009г.31,7%).

Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в 2010 году увеличился и составил 96% (2009г.-91,3%).

Организация муниципального управления

На территории Михайловского муниципального района, как и всей области, успешно реализован 131-й федеральный закон. У нас успешно осуществляется полнофункциональное местное самоуправление. Жители района воспользовались реальной возможностью активно участвовать в решении жизненно важных вопросов, у них достаточно полномочий, позволяющих справляться с большинством бытовых, коммунальных проблем, заниматься благоустройством.

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления Михайловского муниципального района, в том числе их информационной открытостью в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 г. на 1,4% и составила 72,3%.

Эффективность разрешения основных проблем муниципального уровня зависит от формирования достаточно доходной базы местных бюджетов. Доходная часть консолидированного бюджета района в текущем году составила 387693,1 тыс. рублей (105,4% к плану), в том числе собственные доходы – 142062,8 тыс. рублей (120,8% к плану). Безвозмездные поступления в 2010 году составили 245630,3 тыс. рублей (98,2% к плану).

  Исполнение бюджета Михайловского муниципального района представлено в таблице:

Наименование показателя

ПЛАН

2010г.

ФАКТ

2010г.

Выполнение

%

Собственные доходы

74222,0

97856,8

131,8

Безвозмездные поступления

227885,1

223773,5

98,2

Итого

302107,1

321630,3

106,5

   Бюджетная политика в области расходов была направлена на решение важнейших задач, успешное функционирование бюджетных учреждений района, и в тоже время на снижение неэффективных расходов.

В разрезе основных отраслей в 2010 году денежные средства были израсходованы:

- на здравоохранение – 50 446 тыс. рублей;

- на дошкольное образование – 19 277 тыс. рублей;

- на общее образование – 126 924 тыс. рублей;

- на физкультуру и спорт – 881 тыс. рублей;

- на жилищно-коммунальное хозяйство – 3534 тыс. рублей;

- на культуру – 5099 тыс. рублей;

- на содержание работников органов местного самоуправления – 16760 тыс. рублей.

В районе функционирует 15 учреждений клубного типа. В системе муниципальных учреждений культуры ведется активная работа в 41 сельских клубах, с общей численностью посадочных мест на 8943 человек, работают 32 библиотеки.

Уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа от нормативной потребности составляет 98%.

Уровень фактической обеспеченности библиотеками от нормативной потребности составляет 92%.

В учреждениях культуры действуют 99 хоровых коллективов (один из лучших показателей в области), 55 театральных коллективов, 2 – вокально-инструментальных, 1 – духовой оркестр, 11 фольклорных коллективов.

Гордостью Михайловского района являются народные и образцовые коллективы: 14 коллективов в районе носят звание «народный» и «образцовый». Все коллективы прошли аттестацию и подтвердили это почетное звание.

Сельские коллективы художественной самодеятельности приняли участие в 7 областных смотрах-конкурсах, с которых привезли Дипломы, Грамоты и памятные призы.

Не смотря на это, удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры в 2010 году сократилось до 72% (2009г.- 78%).

Для повышения процента качества предоставляемых услуг в 2011 – 2013 годах работники культуры стремятся к увеличению занятости различных слоев, категорий населения в подготовке и реализации культурно-досуговых мероприятий, участие в клубных формированиях, росте количества самих формирований.

Планируется увеличение и стабилизация контингента читателей библиотек, которые будут составлять 3000 человек в год. Увеличение библиотечного фонда составит 1900 экземпляров печатной продукции на планируемый период.

Принимаемые в последние годы меры на федеральном, областном и муниципальном уровнях позволили улучшить демографические показатели района.

Численность постоянного населения на конец 2009 года составляла 24 547 человек, на конец 2010 года составила 25 862 человека (рост – на 5,4%).

В 2010 году наблюдались рост рождаемости и уменьшение смертности:

- родилось - 313 человек, на 7,6 % больше 2009 года (2009г.-291чел.);

- умерло - 416 человек, на 0,7% меньше 2009 года(2009г-419чел.).

Положительным моментом в деятельности органов местного самоуправления является отсутствие организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства; кредиторской задолженности по оплате труда муниципальных бюджетных учреждений; увеличение доли трудоустроенных граждан, в обшей численности, обратившихся за содействием в государственные службы занятости населения (2010г-61%, 2009г.-59,3%); увеличение количества муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления (2010г-60, 2009г.-52); отсутствие неэффективных расходов в сфере организации муниципального управления.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Для сокращения нерационального использования энергетических ресурсов и оптимизации потребления энергии в 2010 году разработана районная Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Михайловского муниципального района Волгоградской области на 2010 - 2020 годы. Финансирование Программы представлено в таблице:

(тыс. рублей)

Программа

2011 год

2012 год

1

Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Михайловского муниципального района Волгоградской области на 2010-2020 годы

7120,04

5873,66

В рамках программы запланированы следующие мероприятия:

- перевод внутреннего освещения объектов социальной сферы Михайловского муниципального района с ламп накаливания на энергосберегающие на сумму 338,4 тыс.руб., ожидаемый экономико-энергетический эффект за период реализации программы составит 4609,6 тыс.руб.;

- замена уличных светильников с лампой ДНАТ 250 W на светодиодные уличные светильники серии ТЭС-80 в количестве 1073 штуки на сумму 20387,0 тыс.руб., ожидаемый экономико-энергетический эффект за период реализации программы составит 31552,7 тыс.руб.;

- установка приборов учета воды в бюджетных учреждениях на сумму 880,0 тыс.руб.;

- проведение энергетического обследования бюджетных учреждений на сумму 3568,1 тыс.руб.

- повышение энергоэффективности в жилищном фонде: оснащение коллективными (общедомовыми) приборами учета воды (44 шт.) и энергетических ресурсов (44 шт.). На проведение этого мероприятия запланированные денежные средства из внебюджетных источников в размере 1280,0 тыс.руб.;

- повышение энергоэффективности в коммунальной инфраструктуре: теплоизоляция теплопроводов котельных объектов социальной сферы жидким теплоизолятором КОРУНД протяженностью 3,5 км. за счет средств бюджета Михайловского муниципального района, ожидаемый экономико-энергетический эффект за период реализации программы составит 258,3 тыс.руб.;

- повышение энергоэффективности в агропромышленном секторе: проведение энергетического обследования предприятий агропромышленного комплекса (26 предприятий на сумму 2100,0 тыс.руб.).

- снижение энергетических издержек предприятий малого и среднего бизнеса и формирование энергосервисной структуры: проведение энергетического обследования предприятий малого и среднего бизнеса (26 предприятий на сумму 2100,0 тыс.руб.).

Реформа энергосбережения и энергоэффективности стартовала 1 января 2011 года. Пять лет назад на обеспечение школьных котельных дизельным топливом из районной казны выделяли около 18 млн. рублей ежегодно. За короткое время, переведя работу котельных на газ, район экономит более 10 млн. рублей в год. Далее модернизация отопительной системы сельских школ позволит увеличить их КПД до 95% и сэкономить до 30% выделяемых средств.

В многоквартирных домах в 2010 году уменьшились удельные величины потребления:

- электрической энергии до 716 кВт.ч на 1 проживающего (2009г-718);

- холодной воды до 47,2 куб.м на 1 проживающего (2009- 48,6);

- природного газа до 132,4 кубм на 1 проживающего (2009г.- 132,6).

Муниципальные бюджетные учреждения в 2010 году сократили потребление электрической энергии до 44,9 квт. ч ( 2009г.- 50,7) и холодной воды до 1,0 куб.м (2009г.- 1,2), при этом увеличилось потребление природного газа до 56,5 куб.м (2009г.- 54,9).

Благоустройство

Благоустройство является важной стороной муниципальной деятельности. Мероприятия по благоустройству территории осуществляются и контролируются работниками администрации Михайловского муниципального района и администраций сельских поселений.

Удовлетворенность населения благоустройством территории в 2010 году составила 67,7%, снижение по сравнению с 2009 годом объясняется сокращением работ по благоустройству.

Несанкционированные свалки ликвидированы на 100%.

За счет средств местных бюджетов сельские поселения продолжают работу по благоустройству улиц, в том числе освещению. Доля освещенных улиц в их общей протяженности в 2010 году увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2009 годом и составила 52,0%. В Катасоновском и Раковском сельских поселениях Михайловского муниципального района доля освещенных улиц в их общей протяженности составляет – 100%.

Объем привлеченных средств на повышение благоустройства территории в расчете на 1 жителя в 2010 году увеличился на 58,3% и составил 76 рублей (2009г.- 48,0 руб.).

Общий объем расходов бюджета муниципального образования на благоустройство территории в расчете на 1 жителя в 2010 году составил 532 рубля, в планах на 2011 год – 615,0 рублей.

3. Анализ и расчет неэффективных расходов местных бюджетов в сфере:

здравоохранения,

общего образования,

жилищно-коммунального комплекса,

организации муниципального управления.

Меры, принимаемые органами местного самоуправления Михайловского муниципального района, для снижения неэффективных расходов.

Неэффективных расходов местного бюджета в сферах жилищно-коммунального комплекса и организации муниципального самоуправления в Михайловском муниципальном районе нет.

Неэффективные расходы присутствуют в сферах образования и здравоохранения. Сравнение общей суммы неэффективных расходов района в сфере образования и здравоохранения за 2009-2010 г.г. представлено в таблице:

Наименование

2009 год

2010 год

Образование, млн. руб.

58,1

56,9

Здравоохранение, млн. руб.

16,2

9,6

Причины сохранения доли неэффективных расходов:

- удаленность населенных пунктов друг от друга до 45 -70 км;

- низкая наполняемость классов (2010г.- общая наполняемость – 11,3; в основных школах средняя наполняемость - от 3 до 5 учащихся в классах);

- необходимость содержания достаточного количества обслуживающего персонала.

- за два последних года открыты 5 дошкольных групп при образовательных учреждениях. Школы получили лицензии на ведение данной деятельности, поэтому финансирование осуществляется из областной субвенции, что влияет на увеличение неэффективных расходов.

В 2009г. в образовании район имел 58,1 млн.руб. неэффективных расходов, в т.ч. по управлению кадровыми ресурсами педагогического персонала 20,2 млн.руб., управлению кадровыми ресурсами прочего персонала 34,2 млн.руб., в связи с низкой наполняемостью классов 3,7 млн.руб.

Михайловский муниципальный район осуществляет целенаправленную работу по снижению неэффективных расходов. В течение 2010 г. неэффективные расходы в системе образования уменьшились по сравнению с 2009 г. на 1,2 млн.руб. и составили 56,9 млн.руб.

Оптимизация образовательной сети началась еще в 2006 году. Всего в системе учреждений образования было 14 средних школ, 7 основных школ, в 10 населенных пунктах классы начальных школ.

За период с 2006 по 2008 год была проведена работа, в результате которой классы начальной школы были переведены в средние школы.

На данный момент средних школ – 14 единиц, основных – 7, деятельность одной школы приостановлена в связи с аварийным состоянием. Организован подвоз детей для обучения в Отрадненскую среднюю школу.

В течение 2010 г. проводилась оптимизация численности работников образования. Было сокращено 103 ставки педагогических и технических работников, или 88 человек, из них 18- учителей и 70 – обслуживающий персонал. Предполагаемая экономия в 2011 год составит 4 млн. рублей.

В период с 2012 – 2013 годы при образовательных учреждениях будут открыты 7 дошкольных групп, что позволит уменьшить очередность без строительства новых детских садов, но сохранит неэффективные расходы.

В здравоохранении неэффективных расходов составляли в 2009 г.- 16,2 млн.руб. , в т.ч. по стационарной медицинской помощи 14,7 млн.руб., по скорой медицинской помощи 1,5 млн.руб.

В течение 2010 г. проводилась оптимизация численности работников здравоохранения, в результате сокращено 22 единицы персонала, и целенаправленно ставилась задача по исполнению норм плана-задания на медицинскую помощь.

В итоге, в 2010 г. неэффективные расходы в системе здравоохранения сократились по стационарной медицинской помощи на 35 % и составили 9,6 млн.рублей.

К мерам, принимаемым для дальнейшего улучшения здравоохранения района, а также снижения доли неэффективных расходов, следует отнести, начатое в 2009 году, развитие дневных стационаров. В 2011 году планируется увеличение количества коек дневного пребывания на 28% от числа имеющихся.

Для дальнейшего сокращения неэффективных расходов в марте 2011 года приобретены и устанавливаются в машины скорой помощи и школьные автобусы 20 комплектов системы ГЛАНАС. Планируемая экономия составит 10-15% от общих транспортных расходов.

В 2010 году администрацией района разработан внутрирайонный ежеквартальный мониторинг показателей для оценки эффективности деятельности администраций сельских поселений района. По итогам года 3 лучших сельских поселения получат премии в размере 500 тыс. рублей, 300 тыс. рублей, 200 тыс. рублей за 1, 2 и 3 место соответственно.

4. Характеристика показателей отражающих полномочия органов местного самоуправления поселений, расположенных на территории Михайловского муниципального района (дополнительный раздел для муниципальных районов).

Михайловский муниципальный район является регионом, в котором реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 2006 года осуществляется в полном объеме.

Сельские поселения района ежегодно заключают соглашения с администрации района о передаче части полномочий, в соответствии со статьей 14 «Вопросы местного значения поселения».

Отделу архитектуры администрации Михайловского муниципального района передаются полномочия :

по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительств, расположенных на территории поселения, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в части :

- признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

- определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов и эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;

- согласование документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, генеральных планов поселений;

- согласование проекта генерального плана поселения с заинтересованными органами местного самоуправления ;

- подготовка и выдача градостроительных планов;

- назначение, организация и проведение публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности.

С контрольно-счетной палатой Михайловского муниципального района сельские поселения заключают соглашения по вопросу местного значения, на осуществление контроля за исполнением бюджета поселения, в части;

- подготовка заключений на годовой отчет об исполнении бюджета поселения;

- проведение экспертизы проекта бюджета поселения и долгосрочных целевых программ, а также проектов решений и иных нормативно-правовых актов поселения по бюджетно-финансовым вопросам;

- проведение по просьбе Совета депутатов сельского поселения и главы поселения внеочередной проверки исполнения бюджета.

Реализация полномочий, передаваемых по настоящим соглашениям, осуществляется за счет субвенций. Субвенции предоставляются из бюджета сельских поселений в бюджет Михайловского муниципального района.

Отчет по исполнению полномочий своевременно согласно условиям соглашения ежегодно предоставляется сельским поселениям.

Деятельность администрация Михайловского муниципального района в 2010 году осуществлялась в рамках полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и была направлена на пополнение доходной части бюджета, повышение жизненного уровня населения и развитие социальной сферы, на развитие основной отрасли района – сельского хозяйства, и на поддержку предпринимательства. 


Руководитель: 

Возврат к списку