Вернуться к обычному виду

Пора определяться со статусом

09.06.2011
Сельское хозяйство

Мелкотоварное производство в агропромышленном комплексе Волгоградской области было и остается важным сектором экономики села. В 2010 году крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), личные подсобные хозяйства граждан (ЛПХ) и садоводческо-огороднические товарищества произвели 60% продукции растениеводства и 70% продукции животноводства. Сегодня в КФХ и ЛПХ содержится 85% от общей численности крупного рогатого скота, 73% свиней, 83% овец и коз, 56% птицы. Существенную долю продукции животноводства в нашем регионе получают в личных подсобных хозяйствах граждан. В прошлом году это составило 64% скота и птицы на убой в живом весе и 87% молока.

В рамках реализации федеральных и региональных программ, которые направлены на развитие агропромышленного комплекса, малым формам хозяйствования на селе оказывается солидная экономическая поддержка. В 2010 году из бюджетов всех уровней КФХ, ЛПХ и потребительским кооперативам Волгоградской области было выделено 436 млн. рублей. Более 70 млн. рублей выплачено в качестве возмещения части затрат на погашение процентов по кредитам. В целом в рамках реализации областной целевой программы «Развитие АПК Волгоградской области на 2008-2012 годы» более 1,8 тысяч граждан, которые ведут личное подсобное хозяйство, получили льготные кредиты и займы на общую сумму 1,8 млрд. рублей. По словам председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области М.М. Бубенчикова, поддержка малых форм хозяйствования на селе будет продолжена и особенно это касается животноводческой отрасли.

На сегодняшний день львиная доля ЛПХ, которые для многих селян являются хорошим подспорьем к заработной плате, а порой и единственным источником дохода, в нашем регионе, как правило, небольшие. С другой стороны, в некоторых муниципальных районах нашей области есть подворья, где насчитывается несколько сотен голов крупного рогатого скота и овец. Возникает парадоксальная ситуация - по нынешнему законодательству владелец одной дойной козы и сотни голов молочно-товарного стада может иметь один и тот же статус – ЛПХ. В этом вопросе в ближайшее время будет наведен порядок, но уже сегодня, государство, используя экономические рычаги при поддержке малых форм хозяйствования на селе, отдает приоритет крестьянско-фермерским хозяйствам.

Попробуем на примере молочнотоварной фермы с численностью 50 дойных коров  разобраться, какой статус хозяйствования - ЛПХ или КФХ более выгоден с точки зрения возможности  получения господдержки. В форме таблицы мы сравнили размер субсидий, получаемых ЛПХ и КФХ (которое создано в 2011 году), при равных условиях производственной деятельности с учетом того, что от каждой коровы за год сдано 3600 кг молока.

 

 

 

 

Наименование субсидии

 

ЛПХ граждан, которые занимаются разведением молочного скота

 

КФХ, которые занимаются товарным производством молока. При наличии в хозяйстве не менее 50 голов коров.

Субсидия за реализованное молоко

162 000 рублей

( 90 копеек за один литр)

360 000 рублей

( 2,0 рубля за один литр)

Субсидия на поддержку созданных КФХ при поголовье не менее 50 коров по состоянию на 1 октября 2011 года

 

-

 

250 000 рублей

(5000 рублей за одну голову)

Субсидия на компенсацию части затрат на приобретение племенного молодняка КРС

 

 

50 рублей за один кг живого веса

Итого за 2011 год из областного бюджета

162 000 рублей

610 000 рублей

Субсидия за реализованное молоко из федерального бюджета

 

-

 

588 600 рублей

( 3,27 рубля за один литр)

Сумма субсидий за 2011 год из федерального и областного бюджетов

 

162 000 рублей

 

1 198 600 рублей

Сумма субсидий за 2011 год в расчете на одну корову

3 240 рублей

23 972 рубля

 

Цифры говорят сами за себя.

Для крестьянско-фермерских хозяйств так же предусмотрена выплата субсидии за увеличение численности коров молочного направления (5000 рублей за одну голову) и за увеличение выхода телят на 100 голов коров молочного направления (10000 рублей за одну голову).

Кроме этого на сегодняшний день у КФХ, по сравнению с личными подсобными хозяйствами более выгодные условия кредитования. Крестьянско-фермерским хозяйствам кредиты выдаются на срок до 10 лет без ограничения по сумме (ЛПХ – кредиты на срок от 2-х до 5-ти лет при условии, что сумма кредита по разным направлениям их использования имеет потолок в 300-700 тысяч рублей). У КФХ субсидируется до 13,5% ставки по кредиту (ЛПХ до 9,25%). При приобретении крестьянско-фермерскими хозяйствами автотранспорта, сельскохозяйственной техники и оборудования в лизинг субсидируется первоначальный взнос.

Есть различия между ЛПХ и КФХ и в земельном вопросе. При субсидировании возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам у личных подсобных хозяйств есть ограничения размера земельного участка. Его площадь не должна превышать 5,5 га. При этом запрещено строительство инфраструктуры ЛПХ на землях сельскохозяйственного назначения. Для крестьянско-фермерских хозяйств таких ограничений нет.

Государственная поддержка распространяется на крестьянско-фермерские хозяйства, которые  не только занимаются молочным скотоводством, но и  работают в других отраслях животноводства. Субсидии выплачиваются на содержание коров мясного направления, овцематок и ярок старше одного года, за реализацию мяса и мясопродуктов свиней и бройлеров, яйца пищевого. Субсидируется приобретение КФХ племенных животных - свинок (36 руб/кг живой массы), ярок (50 руб/кг живой массы), суточного молодняка птицы (50 руб/гол).

Программа государственной поддержки крестьянско-фермерских хозяйств  предусматривает компенсацию части затрат на выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту инженерной инфраструктуры животноводческих комплексов, ферм и семейных молочных ферм, а так же часть затрат на изготовление или приобретение проектно-сметной документации на строительство семейных молочных ферм. Кроме этого, компенсируется часть затрат на приобретение технологического оборудования и быстровозводимых животноводческих зданий за счет собственных средств и по лизингу (20% собственных средств или первоначальный взнос по лизингу).

За более подробной информацией по мерам государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе и порядке реорганизации ЛПХ в КФХ можно обращаться в отдел сельского хозяйства администрации Михайловского муниципального района по телефону 4-12-63.

Оценив все «плюсы» и «минусы» различных статусов хозяйствования каждый селянин должен для себя решить, какой из них для него наиболее оптимальный. Для тех же, кто планирует серьезно заниматься животноводством, альтернативы нет, экономическая целесообразность и будущее за крестьянско-фермерскими хозяйствами.

Сергей Рогачев, заместитель главы

Михайловского муниципального района.



Возврат к списку